Open Close

Захотелось мне, сидя одним дождливым днем дома, описать одно наше  восхождение на самую высокую точку Европы. Было это в январе 2010 года. Мы приехали в Приэльбрусье с намерением катнуть и, конечно же, попробовать взойти. Так как были в этих краях уже третий раз - знали Гору и ее характер. Поэтому будем только пробовать взойти, а не бежать наверх вочто бы то ни стало, как это делает много молодых и горячих «клаймеров». У нас с собой были лыжи, на случай если Гора не захочет нас пускать. Прибыв на место, мы отхлебнули русского горнолыжного сервиса - не смотря на бронь жилья, мы жили впятером, на кухне, в квартире, возможно знакомого вам, Валерия Шувалова. Опустим не приятные подробности, но с Валерой мы больше не отдыхаем. Еще в квартире мы познакомились с ребятами, которые только спустились с попытки сходить на Шхельду. Снега черезвычайно много - тропили, тропили, но даже со снегоступами за два дня (что лето идется за 3 часа) пройти не удалось.

 

 

Снега действительно многовато. На поляне Азау (от сюда идет подъемник на Эльбрус) всю автостоянку и ларьки с сувенирами накрыло лавиной. По словам Валеры, у него на верху в хижине (4200 м) "умирают два парня", спасы не могут проехать даже на ретраке - такая сверху канитель. Картинка вырисовывалась неблагоприятной. Я с усмешкой смотрел на наши ледорубы и кошки. Зачем мы их взяли?

 

 

Коммерция

Еще в квартире (я бы назвал это общагой) мы познакомились с группой людей, которых гид (Валеры Шувалова) обещал сводить на верх. У них был план акклиматизации и все прочие радости. Они первый раз увидели кошки и учились их одевать прямо в квартире. Гид при этом рассказывал им разные страшилки про горы и всячески запугивал - демонстративно подтачивая, кошки напильником.

Мы

А что мы? Мы - пошли гулять. Необычно красивым оказался этот день - заснеженный лес, дорог, Баксан во льду. Никто не брал лыжи, но я решил что скитуры – пожалуй, не будут лишними. Подъехав к Терсколу, мы попали в пробку. Про лавину не врали, все засыпано, снега очень много - дорога перекрыта. Мы прогулялись к Чегету. Стали в очередь, чтоб съездить на кресле, наверх - на разведку.

Про очередь. Вы можете представить огромный курорт - где всего два подъемника? На Чегет и на Эльбрус. Так вот представьте, что тот, что на Эльбрус сломался. Очередь была, как бы это сказать, не маленькая. Простояв часик - мы поняли, что шансов сегодня попасть на канатку нет совсем - потому что увидели еще одну очередь в кассу. Не сильно огорчившись - так как все кроме меня были без лыж, мы спустились и отправились домой пешочком. А дорога по долине там идет постоянно вниз. В общем - ехать на лыжах по дороге оказалось очень приятно и комфортно. Но так как лыж одни был изобретен способ передвижение вдвоем на одной паре лыж. Один едет как обычно - второй стоит на задниках. Получается очень весело. Проехав так 10 километров, мы вернулись домой голодные и счастливые. На следующий день мы планировали ехать катать. Но сегодня, нам еще предстоял переезд от Валеры. Мы перебрались в квартиру в поселке Эльбрус - отсюда и ближе и хозяева нормальные. Кончено такая роскошь как горячая вода - в долине Баксана не водится вообще. К этому мы привыкли.

Чегет


На утро, погрузив лыжи - доски в машину мы поехали на Азау. Все по-прежнему закрыто. Есть ответ - Чегет, ЧЕГЕТ!! Этот сумасшедший склон - на нем катаются только профи. Тут только черные трассы (так нам казалось). И все очень страшно. Покупаем абонемент - и становится в очередь. Стоять в ней можно весь день, идем вперед поглядеть что там и как. Очередь не двигаться - потому что умелые ребята, проскальзывают под оградой - дают 200 рублей в руку доблестному работнику подъемника и отправляются наверх. Поняв суть местного катания, мы начинаем продвигаться вперед. И вот, по похожей схеме - попадаем на подъемник. Доехав до верха, изрядно замерзнув в кресле, забегаем в кафе погреться. А красота стоит неимоверная. Белым исполином стоит Эльбрус, отсюда он виден лучше всего. Виден лед на взлетке между скал Пастухова и "Спасателей". Солнце, свежий снег. Катаемся до упаду, во всех смыслах этого слова.

На следующий день катаем на Эльбрусе, поляну Азау наконец расчистили! Снова стоим в очередях. Не устояв от соблазна- прыгаем в ретрак. Эти монстры здесь имеют свой хлеб. Многие оборудованы под перевозку людей, и работают местным такси. Дороже, зато без очереди. Разведываем обстановку, катаемся на второй очереди, тут все более реально - работает "допельмэйеровский" подъемник который понемногу разгребает народ. Такса 200 рублей "в руку" работает и тут. Поднимаемся на Мир (3500 м) и далее пешком до "Бочек" - еще 300 метров по вертикали. На бочках солнечно и холодно. Узнаем что почем. Жора - местный комендант, рассказывает цены и прогнозы по погоде. На "Бочках" не людно, до этого была совсем плохая погода, и людей нет.

Мы

 

Утром , мы со скоростью тех людей которые уже знают все лазейки, с огромными рюкзаками залазим в ретрак, и не спешным ходом, отдыхая и постанывая - выносим весь наш не хитрый скарб на "Бочки". Заселяемся в теплую, уютную хижину(Бочку) - тут стоит обогреватель, тут теплее чем в квартире снизу! Этот приятный факт радует уставших восходителей, которые настраивались на худшее - типа домика на 4200. (вариант с палаткой - мы откинули еще в дома).Кто сказал что нет жизни зимой на 3800 м ? Нет, мы знаем она есть, но на бочка, это не жизнь - это райские наслаждение. Тепло, светло, на кухне электроплитка, постоянно топится снег и есть вода. Как это важно, когда тебе постоянно хочется пить, а на высоте - всем постоянно хочется пить. Особенно поначалу. Сегодня же мы решаем прогуляться наверх к Приюту 11, прихватив с собой лыжи. Погода стоит хорошая, и на скитурах я дохожу до приюта за 40 минут. Остальные подтягиваются через некоторое время. На приюте - который зимой прибывает в свободном пользовании. Можно ознакомиться со всеми ужасами высотного лагеря. Грязь, темень, кучи вещей, полу замерзшие люди. Наблюдаем как солнце спешит к горизонту, мы сидим, вдыхая разряженный воздух. Побаиваясь темноты, вщелкиваем крепления, и расписываем дугами почти не тронутый склон. Ехать не просто, ледяные заструги и местами слабый наст - заставляют ехать в задней стойке, иногда падая. Но удовольствия все равно куча.

 

Коммерция

 

Прибыв на «Бочки» встречаем наших знакомых коммерсантов. Они только пришли в лагерь. Выйдя от "станции мир" еще вчера, они умудрились заблудится.(там дорога) И выйти на "Бочки", к вечеру следующего дня. Эльбрус любит шутить - над своими самоуверенными гостями. Мы же, наслушавшись историй - отправляемся в свою теплую "бочку" и переходим к моему любимому этапу тренировки - восстановлению. Обсуждаем планы на завтра, завтра надо дойти до Пастухова минимум, а то если погода, так может и... Но про это все молчат. Таких разговоров много, и они ничего не дают, но поговорил и вроде легче.

Мы

Утром выпадает свежий снег, от «Бочек» приходиться тропить по колено. Дело кажется просто безнадежным. С таким снегом - можно и до приюта весь день шлепать. Но пройдя первый склон, снега становится меньше, и наша скорость заметно растет. Проходим Приют. Скалы спасателей. Снег сменяется льдом - одеваем кошки. Лед сменяется бутылочным крутым льдом (есть там участок на Пастухова) И вот мы сидим на отметке 5000 метров. Для Эльбруса это не большое достижение - ведь это даже не начало косой полки. Самого изматывающего участка горы. Тут мы встречаем еще одного опытного восходителя. Он лежит на камне и стонет. По его словам он только что сорвался, пролетев 40-50 метров зарубился, при этом повредив ногу. Пытаемся ему помочь, уважаемый помощь отвергает, но охотно берет предложенную треккинговую палку, и аккуратно хромая идет вниз, при этом сей субъект умудряется по всякому подшучивать над хохлами и курить на ходу - мы сопровождаем его до Приюта. Наслушавшись вдоволь "юмора" мы отправляемся на отдых.

Коммерция

 

На спуске встречаем гидов с клиентами. Красных, запыхавшихся, но довольных. В двух словах - о них. Гиды - были люди опытные, и понимали, клиентам на верху делать нечего. Но за что заплачено, за то заплачено. Гиды честно пытались отговорить и показать "страшные горы" во всей красе. Но не подействовало! Для того чтоб протропить такое расстояние утром по свежему снегу (от «Бочек» до Пастухова) - у них явно не хватало человеко-ресурса. Ответ был простым. Такси. То есть надо заплатить еще. Боже сколько они уже заплатили до этого, известно только одному Валере. Эта сумма давно превысила 1000 евро. Но за ретрак надо было еще 200. Выезд сегодня ночью.

Вечером к нам постучали. Это был один из клиентов. Предложение было простым. Мы платили по возможности. Они платили остальное. Возможностей было не много. У нас были сомнения на счет того надо ли нам спешит с восхождением. Ведь мы совсем не отдохнули, и ночуем на 3800 м только вторую ночь. У гидов был аргумент, против которого весь наш план восхождения казался пушинкой. Прогноз погоды. Завтра будет шанс.

 

Мы

 

Будильник прозвенел сразу, как только я заснул. Мы "отлично" выспались за эти 4-5 часов. И одев на себя все, что можно было одеть, мы сели в кузов холодного монстра. Взревел мотор и гусеницы поползли вверх. Добравшись за 20 минут под начало скал Пастухова, мы десантировались, разложили палки, включили фонари и двинули вверх оставляя позади копошашихся коммерсантов. На «косой», мы были еще в темноте, и по темному чуть было не прошли  нужный поворот. Но вовремя заметив ошибку, приспустились на тропу. Но тропы, как это бывает летом не было.

Мы шил аккуратно, с ледорубами в связке. Лед был очень жестким, но мы понимали что вещать перила не стоит. Слишком много работы. Теперь безопасность группу зависела только от каждого из нас. От его умения ставить кошки, переносить вес, читать микрорельеф и чувствовать равновесия. Было холодно, постоянно подмерзала подветренная нога. Вообще на подъеме - ноги часто мерзнут. Видимо, сказывается слабая работа голеностопа. Который, отрабатывает свое на спуске. Косую полку мы прошли практически без остановок - промелькивали лучи рассвета на Ушбе и Догузе, а когда вышли на седловину, солнце осветило и нашу часть горы. На седле было тихо, солнечно и безветренно. С прогнозом не обманули. Мы кричали и радовались как дети. Вот оно так близко. И мы встанем зимой на самой вершине Европы!

 

Пьем чай, оставляем здесь наши рюкзаки. Дальше, на Западную. Резкий и крутой подъем, весь во льду. Аккуратно на равновесии. Крадемся как партизаны. Но вот мы выходим на предвершинное плато. От сюда видно Ставрополье, зеленые плоя, дороги далекие города и села. В конце плато виднеется этот самый пупырь, который называется 5642 метра над уровнем моря. Последние метры. Последние шаги. Солнце, не земной холод. Фотографии, флаги, крики. Мы это сделали. Победили сами себя. Палец примерзает через перчатку к железной кнопке спуска фотоаппарата. А теперь бегом вниз. То есть медленно и осторожно. После катания на Чегете, этот спуск ни кажется таким крутым. И на седловине мы сталкиваемся с коммерсантами. Ребята выглядят изморенными. Но не потерявшими желание. Удачи, удачи - желаем их гидам. Она им сегодня еще пригодится. Мы же пьем чай, забираем наши заплечники и выходим на косую полку. С середины полки, ловим связь с лагерем, голос в рации звучит таким близким, что кажется что до лагеря можно дотянутся рукой. Мы взошли! Скоро будем дома. Но самая сложная работа у нас еще впереди. Длительный спуск по обледеневшему склону - развлечение не для слабых. Ноги гудят, раз за разом мы проходим ледяные поля. Вот и скалы Пастухова. Внизу скал стоит палатка Румынских альпинистов. Общаемся на интернациональном языке альпинистов. У нас же на лице написано - взошли. Зачем тут английский? Через еще часик добегаем домой. А вот тут было гораздо лучше, чем на вершине, ведь мы такое испытали и вернулись без потерь. Можно расслабиться. Можно выпить и поспать. Но еще светит солнце, и мы сидим на кухне, в захлеб пьем чай, кажется нельзя все рассказать. Как передать, через что мы прошли? И поэтому мы просто улыбаемся и пьем чай. И вот только сейчас я решил написать про этот день, сейчас, когда забыта половина всех важных деталей, в которых вся соль. Спим...

Коммерция

 

Вечером, мы в веселом расположении духа сидели на кухне и потребляли спирт. Когда в дверь вошел один из гидов, этот молодой парень, не вольно стал заложником обстоятельств. Денег от этого аттракциона он увидел минимум, а вот работы, риска и напряжения он получил на 200%. Он начал рассказ с того момента, как они летели вниз. То есть один из коммерсантов сорвался, сорвалась вся связка, они пролетели почти весь спуск с западной, и только на выполаживание гидам удалось зарубится, и остановить падения. На счастье отделались синяками. Далее один из клиентов лег на снег, сказал что дальше не пойдет. Что ему надо пять минут полежать. После этого сразу заснул. Клиента будили по всякому, но вели вниз. Так было на каждой остановке. Спуск продолжалась до поздней ночи. Уставшие и примороженные гиды спустили команду отчаянных смельчаков, готовых легко рискнуть собой, своими ближними и жизнями гидов ради великой цели. Мы выпили, теперь нам было над чем подумать...

 

 

5 февраля 2011 года. Глеб.