Open Close

Горы, реки и леса Даут, Теберда, Домбай. Нет такой природы больше, Каждый горец это знай!
(Современный фолк КЧР)

Вобщем сам Архыз это редкая дыра, а вот проезжая вглубь к Греческой поляне, как позже выяснилось, она же Тау-Лу, появляются горки поинтересней. Пыльная дорога, которая в скорее станет нашим постоянным спутником, пока плавно ложится под колеса нашего микроавтобуса. 7 полусонных тел замученных поездом вот-вот сольются с горной жизнью. Внашей машине сидит кроме водилы еще один чучмек, нагло пытается курить, всем видом показывая что ему на всех ложить. Десантируемся и понимаем... Холодно! Во первых мы набрали 1000м высоты , во вторых раннее утро , а в третьих после поезда, любая температура ниже +30  кажеться холодно. Отойдя на берег р.Пшиш мы садимся и вскоре и ложимся на наши рюкзачки. Влад с Тарасом отправляются в КСС - для выпуска. Мы пока ни куда не спешим, Бока еще в поезде и его приезд ожидаем только завтра.

По возвращению руководителя группа переходит в тенек, где успешно расправляется с остатками цивильной пищи, в том числе и с вкусной курочкой, любезно предоставленной нам родственниками Андрея. Мы отправляемся к погран заставе относить заброску. Идем втроем, продвигаясь на юг в долину Пшиша. Нам не спешно открываются новые горизонты, дорога хорошая но длинная, и вот из-за поворота появляется главная вершина района, она впечатляет, склоноббит ледниками, непреступные стенки вздымаются в небо обрываясь острыми вершинными пиками. Дорога задалбывает и Тарас все настойчивей предлагает зарыть заброску в лесу, но вот он заветный шлагбаум. Добрый день, я Сержант Швецов… Это представилось существо, которое вырулило нам на встречу из хибары. Дико пошатываясь и постоянно смеясь, любезный сержант узнал нет ли у нас колес или чего-то курнуть. Спросил про Казантип, мол мы ж с Украины и должны знать. И тут мы сделали роковую ошибку, на его глазах начали перекладывать продукты изрюкзаков в ящики… «О какая у вас колбаса!» - изрек пограничник, который все сильнее обнимал свое табельное оружия… Дали ему 200 рублей и завещали не жрать нашу заброску.

Здравствуй, Вова!

На первом биваке Вадик начал нервничать мол, меню не жрем, макароны не съедаем, конечно в обиходе оставались помидорчики да яблочки, какие нафиг макароны? Но Вадя красочно обещал: «Через день станем в МЕНЮ! И всем сосать!» Эти перспективы радовали не особо. Но пока мы в ожидании Вовы варили суп , было утро первого активного дня путешествия. Марина еще не знал что будет с ее ногами к вечеру, а Тарас не знал что под конец первой петли рухнет в воду, а Вова не знал что горняха опять станет его подругой. Пока все собираются, я решаю пройти к Тау-Лу проверить не появился ли наш отстающий друг, беру рацию, мобильный. Медленно двигаю по дороге. Отхожу 100м, Звонок! В трубке Вова – «Я на поляне! Вы где?» Есть, значит нас семеро! По приходу влагерь Вова совершает свой первый подвиг… Какие вещи самые нужные в походе? Нет, это не ботинки и даже неспальник, это не карта и не ледоруб… Самые нужные вещи мы забыли на родине, итак авангард ТК Киносура остался без часов и без спирта. Впрочем без можно часов выжить, а вот без спирта... тоже можно. Но Вова по приезду, отправился на поиски времени, и через не определенное время вернулся гордо держа пятигривновые наручные часики! Профессиональный вымогатель, что тут скажешь. Группа двинулась, и тут уже не подходила фраза которую изрек Влад на переходе от Тау-лу к месту стоянку- «По прямой мы движемся гордо». Тут уже лезли вверх как могли. Мывыходили из зоны леса, резко набирая высоту по хорошо набитой тропе. На подъеме, Марина начала сильно отставать и по правилу, самых слабых ставить вторыми, мы отделили от себя Влада тихоходной Маришей. Группа поднималась по травянистому кулуару , и тут заметила что штурман пропал из виду. «Куда тут поворачивать? Да он вверх пошел! Вверх!» - дружно заверил я с Тарасом. Продолжаем весело лезть по травянистому склону градусов 30-45. И тут понимаем что шухер, никого тут нет , да и тропы уже нет. Отхожу немного траверсом в строну, и вижу вдалеке снизу Влада, который крутит пальцем у виска. Так мы опять вспомнили как ходить по крутым склонам спускатся-подниматся и траверсовать. Не зря булканули Идем дальше уверенные уже сегодня взять Орленок, и ночевать под Кара-джашем. Но подходим к перевальному взлету только в 7 вечера.. ну куда уже? Первая высотная ночевка А тут еще и мы дежурные. Рис совсем не варится. Меня постепенно начинает вырубать акклиматизация, плохо помню из-за этого что было в тот вечер, помню пиво допивали, Сармат без газа уже почти, но как он там вкусно пился.

Последнее спиртное, мать его за ногу. Вове от высоты тоже плохеет, Марина снимает ботинки, и теперь можно явно видеть, что не разношенная обувь сделал с ее ногами. Влад дает совет вырезатьдополнительные стельки из ковра. И пока кто-то в палатке занимается аппликациями. Я понимаю, что этой ночью будет прохладненько и решаю состегнуть свой спальник с Андрея. Надо сказать что процесс состежки Ханаха и Дойтера весьма напряжная штука. Зато очень тепло, это была единственная ночь в состежки, так было по ночам тепло что я в своем 500 граммовом спальничке чухал себя отлично. А те у кого теплее… наверно парились. Почти всю ночь не спал, тяжело дышалось. «Блин, можно подумать на 7000 м ночуем»- 2500 только, а рубает как котенка. На утро нас ждал не веселый сюрприз, Влад проснулся и почти не мог ходить. Его подкосили вовсе не колени, от которых подобного можно было ждать. Сильные боли в спине отложили выход на несколько часов. В общем больные колени и спина, а виноваты во всем.... женщины:) Туризм тут не причем. Пользуемся случаем побегать в кошках по фирну рядом с лагерем. Все страшно довольнысвоими Гривелями, только ждем хорошего льда. Около 11 выходим на Орленок, подъем не сложный, и я не буду описывать тут идти там слева или справа, нет. Это не отчет , это летопись, а скорее вольный набросок. Так что тех. Описания перевалов тут не искать. Фото на перевале все довольны и счастливы, но начинается…СПУСК.

А трудность этого перевальчика вся именно в ту сторону, в которую мы спускались. Тут пару уступов по 2 -3 метра, немного надо слезть вниз. И если на подъеме там веревки бы не кто и не доставал, то на спуске пришлось повесить перилку, хотя половина группы слезла так. Моменты как слазил Вова и Вадя запечятлила камера, а описать такое довольно сложно. Весело было не то слово. Внизу под перевалом из каменей сложено много слов: «Днепр», «Тюмень» и тп… мы выложив «Киносура». Двинули к перевалу Кара-Джаш, который был в одном от нас переходе. И снова все трудности на спуске, 1А спусковая тропинка напоминает Крым. Встречаем по дороге много групп, во основном из Украины. Обед, и первый раз в ход идет морская капуста… Оружие массового поражения. Пол перехода и мы добираемся до Софийских озер. Возле которых мы и будем ночевать. Народсадится писать пулю, а кто в этом деле не шарит уходит на заслуженный отдых в палатку… Всю ночь возле наших палаток шарятся браконьеры, и стреляют горных козлов. Не самые приятные ощущения. На следующий день мы переваливаем Иркыз, и движемся к спартанским ночевкам под перевал Кожухова, наш первый 2А. Он просматривается еще от Софийских озер, и выглядит довольно круто. Не знаю почему эти ночевки назвали Спартанскими. Но это самый классный лагерь за весь поход. Во первых классные места под палатки, во вторых речки с теплой водой, в третьих очень близко снег и лед, удобно провести снежные занятия, чем мы и занялись. На снежных занятиях , покрутили буры, одели кошки и побегали в них вверх вниз, походили в три такта, да куча всего… классно посрывались, я пропорол себе ледорубом живот. Так слегка. Но самое прикольное было то как Вова приматывал свои кошки-снегоступы к ногам, надо сказать держались они на нем весьма не плохо, эти самодельные монстры заменили Боке Гривеля и не боялись не каких механических воздействий, в отличии от Андрея г-10 которые он погнул забивая ледоруб в жесткий снег. Сразу по приходу в лагерь Вова с Вадей начали кричать что они хотятустроить«Маями»...В чем заключалось «Маями» мне объяснил Тарас, это когда люди раздеваются и бегают голяком снегу, а потом бахаются голой жопой в снег, и кричат «Маями»!!! Так что получилось очень весело. Первый лед Солнце уже во всю осветило ледопад Кожухова, когда мы одевали кошки чтоб ломануть вверх по открытой части ледника. Кто щелкнул жесткие крепы, кто затянул ремешки на мягких, ну а кто обвил репом всю ногу. Неважно как, но две связки: Марина, Тарас, Вова, Вадя и Влад, Глеб, Андрей. Двинулись вверх. Отличная тактика придуманная Владом работала так что у нашей связке в запасе была еще одна полностью свободная веревка, которая постоянна работала перилом. И вот первое серьезное препятствие снежный мост через бергшрундт обвалился, и есть только слабая перемычка, вдоль которой провешиваем перила, поганенький лед в который легко входят буры , ничего хорошего не обещает. Проходим мостик, потом Андрей лезет стенку берга. Постепенно чувствуем что начинаем сгорать… солнца палитнещадно и отражаясь от ледника усиливается и сжигает лица. Продолжаем двигаться в связках, выходим на более крутую часть ледника. И снова Бергшрундт . Траверсом выходим на скалы, очень простое лазанье, но все сыпется, бью станцию на крючьях (как оказалось лопаткой тоже можно бить крюки, если сильно надо), по скалам получилось 60-80 метров перил. 30 метров крутого снега и мы на седловине, бесспорный комфорт добавляют на стенке рации. По выходу на верх Влад объявляет о том что мы копались на стене 7 часов… Я в шоке от это цифры , сижу возле тура как выжатый лимон, нет сил спускаться, ни счастья ни грусти, вообще в полной нирване. Но надо спустится и еще успеть подойтиподкакие-то озера. Спуск благо тянет на 1б не больше, да после 7 часов ледопада думаю спуск сложнее был бы опасен для нас. Но наступает обед, и морская капуста полностью восстанавливает резерв сил, а чай с казенаками ложится как бальзам на душу. Начинаем спускаться к озерам, и видим что группа из Питера (наши старые знакомые) тоже движется в направление этой стоянки. Ну думаю: «блядюги, тут ви невгадали!» Начинаем ускоренно спускаться к «Зеленым озерам», добегаем и тут же занимаем все классные места под палатки. Через 10 минут подходит Влад и мы гордо подымаем украинский флаг над лагерем. Козлы на этой ночевке подбираются особо близко к лагерю. Вова проявляет к ним особый интерес, а Вадик наоборот … мол что мы козлов не видели? Козлы чуть ли не были вознесены нашим завхозом в ранг врагов, на ряду с лыжниками и ориентировщиками. Просыпаемся раненько и за два перехода выходим на седловину перевал «Заячьи уши». Не знаю чего там такого в нем ушастого. Но ветер там приличный. Висит табличка, «защитникам небесных крепостей» от города Севастополя. Снимаем записочку украинской группы. И вниз по крутому снежнику аккуратно спускаемся до морены. Делаем привал возле живописного озерка, в которое можно прыгнуть с небольшого камня… бодрит вашу маму!:) И вот первая петелька закончена, начинается самый веселый спуск – спуск в долину. Как оказалось самое страшное препятствие для горного туриста… это лес, дурацкая растительность, кучи слепней, и постоянный затянутый спуск. Это может нарушить душевное равновесие любого, самого стойкого туриста. На этот раз Хома держал себя в руках, а вот Влад кричал и матерился, мысленно мы все егоподдерживали, но психовать не было сил. Пожалуй, в походе, этот спуск был самой не интересной, утомляющей частью. Даже относить заброску было веселее. После обеда продолжаем спускаться вдоль речки, постоянные буреломы и маленькие речки которые вливаются в основное русло не дают грустить никому. Наконец последний упор и мы доходим до моста через Пшиш. Тут я замечаю что Тарас, который идет последним, весь мокрый и грязный. Это чудо умудрилось свалится в речку, чуть ли не с головой… утопив весь рюкзак, постирав рацию которая потом не хотела работать. Вечером все сидят уставшие возле огня. На лицах читается: «дайте водки!»А ее нет! Все разговоры к этому моменту сводятся то ли к бухлу, то ли к бабам, ну и конечно кулинарно-гасторномические темы. Решаемся на последний шаг, доверившись самовнушению, наливаем в чашку воды из реки Аманауз (дальше просто Аманауз) и пускаем ее по кругу, при этом говоря тосты и закусывая. Сильного эффекта не последывало, но главное что ритуал соблюден, и на следуюший день когда мы пили уже нормальную водку принесенную из Архыза! Кто-то сказал: а Аманауз всеж лучше. Наверно теперь это слово будет олицетворять безалкогольную жизнь походника в нашем клубе Вторая петля После дневки с Аманаузом ,помидорчиками ,салом и пивом. Мы разобрали продукты из заброски, которую как это не печально подъели погранцы, и погнали наверх, под перевал Аманауз. Для тех, кто хочет найти здесь все же что-то полезное, скажу, тропа туда та же что и на пер. Браконьеров. Тропа туда весьма интересна, она петляя через лес то выводит на красивые травянистые лужайки покорно раскинувшиеся под громадиной Пшиша, то уводят в лес с огромнымисоснами и скальными сбросами. Места очень напоминают Крым. Идем равномерно, на подъеме у нас просыпается тяга к вокалу и сочинительству. Влад поет: «прем мы в горы уже три дня, нах№?я, на%*я, на?;*я?» Мы с Вовой поем военно-патриотическую тематику, а кто-то нагло слушает mp3… Буквально убежав из столь любимой нам зоны леса, обедаем мы уже на открытой полонине, рядом с небольшим ручейком. Опять встречаем знакомый Питер, который тоже стоит на обеде. А через пол часика мы почувствовали как может быть неприятен даже небольшой дождик на маршруте. Травянистые склоны, которыми изобилует цирк Аманауза, становятся сложно проходимыми, падения на жопу становится просто еще одним тех приемом. Возле небольшого озера нас ждали уютные стоянки, хотя погода становилась совсем неуютной, дежурить предстояло мне и Андрею. В то время как мы варили всеми любимую гречку, тупо смотря на постоянно мокнущую и высыхающую стеклоткань, которой были окутаны примуса, из палаток доносились голоса: «давайте быстрее, мы хотим жрать! Чая дайте!» Изверги! Но сняв штормовой прикид и прыгнув в спальник, а потом еще и употребив немного гречки с салом, понимаешьчто погода нам не почем. Монстры ледового фронта Телефон звенел в моей палатке уже надоевшей за год мелодией, и я спросони не понял, куда мне надо? На пары, на работу или еще куда-то. Было темно, еще абсолютная ночь в дебрях моего тента, но как оказалось на улице уже серело. Привычными движениями запакетил спальник, подсобрал вещи, к этому дню, все делалось уже на автомате, а у каждой вещи было свое место в палатке, все раскладывалось-складывалось точно по схеме, ничего лишнего. Только вот укладка рюкзака оставалась импровизацией. Полусонный накидываю пуховку и выхожу в аутдур. Примуса слабо греют душу, это вам не костер. Но все-таки приятно. Котлы на огне и мы начинаем будить группу, ледник напоминает нам о своем существовании, с небольшим интервалом падают ледовые глыбы, сыпется камень, совсем не далеко от предполагаемой линии подъема. И вот выход, по морене проходим максимально близко к скалам. Одеваем системы, каски.. перекладываем поближе веревки, развешиваем буры. Все помнят «Кожухова» и настроены на серьезную работу в ледопаде, забегая вперед скажу что этотледопад мы прошли за 1,5 часа. Продолжаем движение под скалами, довольно не безопасный участок. Возле группы камней лежит раздробленная каска, как бы напоминая о том что здесь задерживаться не стоит. Проходим под небольшим водопадиком. Быстро одев кошки сваливаем на лед, идем попеременно провешивая перила, я лезу первый с двумя ледорубами, один мой «Самр» другой самодельный – Владовский. Тут не хочу не кого обидеть, но как чувствуется разница, мой долбалед входит четко и мягко, как крюк в скалу. Влада же оружие выламывает куски льда вовсе не обеспечивая закрепление. Тут одна кошка начинает сползать, что вызывает во мневесьма неприятные чувства. Да, буров я накрутился, по самое не хочу, все-таки для льда нужны хорошие перчатки. Выходим на пологую предперевальную седловину, справа возвышается гребень с перевалом Азимба. Выходим на седло Аманауза, фото, и обратно к рюкзачкам. Азимба или перевал Киносура Снизу перевал выглядит довольно просто, но начиная подниматься, вдруг резко понимаешь что склон намного круче чем казался, а сыпуха, не смотря на наличие больших камней очень подвижна. Медленно и аккуратно продвигаемся вверх. Выходим на скалы, на которых провешиваем веревку. И совершаемошибку вместо того чтоб уйти в правый кулуар мы ломим в левый. Тут лежит довольно спрессованный снег, который круто уходит к самойседловине перевала. Двигаемся по широкому ранклюфту. Я замечаю слева от нас, хорошие не разрушенные скалы, залезть по которым будет намного быстрее и безопаснее. Оставляю рюкзак в снежном «окопе» траверсую снег и выхожу на скалы. Перед небольшим участком под 80 градусов, решаю сделать точку, это все от малодушия. Вешаю на камень петлю, получается отличная точка, и надежно и не зажимает веревку, только вот сдернуть ее легко. Лезу дальше выходя на камни которые не смотря на свои внушительные размеры очень подвижны, внизу начинается обстрел, несмотря на мои старания, я пускаю очень много каменюк. Чувствую что под ногой пытается уйти вниз камешек размером с Вадика, придерживаю его ногой и ору: «прячтись! Ахтунг!» Но камень этот, на наше счастье так и остался лежать на склоне. Выхожу на всю веревку, и делаю станцию. Из-за моей единой точки за мной приходится лезть Владу. И вот нас двое наверху. Скидываем веревку на более оптимальный путь подъема(по снегу) Я спускаюсь за рюкзаком, и мы всей командой выходим на перевал «Киносуры». О его сложности можно спорить, я бы сказал Альп. единичка, а вот 2А ли это в туристической классификации? Это сказать сложно. Спуск с него тоже оказался не прост. Почти под седловину перевалаподходил ледник, а 15 метров ниже был бергшрундт. Куда чуть не свалился Вова. А лучше всех была на спуске Марина. Сидим на седле перевала и наблюдаем за спуском Мари, медленно и аккуратно подходит она к бергшрундту, которого сверху не видно вовсе. Потом что-то выкрикивает и маятником быстро пропадает из поля зрения, тут у нас опустилось. Орем: «Жива? Ты где?» В ответ: « я тут на шпагате в трещине стою…» Думаю ,;»*?№!;!, допускались. Через пару минут она выбралась из берга и все закончилось хорошо, но было не очень весело. На этот день у нас был запланирован еще 1б – пер. Воронцова-Вильяминова. Но из-за ошибки в описании мы спустились в совсем ненужный цирк и долго искали места под палатки, В середине этого цирка было озеро, которое всем своим видом напоминало кому Исландию, а кому Норвегию… По середине в озере плавал айсберг, а с края спускалсяогромный ледопад. Тут мы допили оставшиеся с дневки 250 г водки, основная часть похода уже сделана остался треккинг и легкие перевалы. Вечером мы играли в интеллектуальные игры. Такого плана как: «догони меня булыжник» и «попади камнем в камень» Проснувшись мы гордо и очень быстро по морене добрались до перевала ВВ. Совершенно случайно выйдя прямо на его седловину. На спуске бросили 80 м перил исбрасывали народ, с седловины прямо на снежник у подножья. Я спустившись вторым оставил свой рюкзак. И медленно , полез обратно на перевал, чтоб потом сбросить веревку и спуститься лазаньем вниз. Наверх вылезти было очень просто. А вот вниз… Команда спустилась, и я сняв навеску и сбросив вниз перила, медленно побрел вниз. Сыпуха-скалы-сыпуха, пару не очень приятных моментов было в этом спуске, но желание жить победило. И я благополучно спустился к своему баулу. Далее вниз по снегу… обожаю кататься на лыжах, а тут такие возможности да еще в начале августа… Так завершалась наша первая тройка, было еще много чего что сложно описать, а надо почувствовать. Все что могу сказать, ходите в горы, как можно больше, дольше, дальше и выше!