Ликийская тропа – отрезок пути протяженностью 509 км, абсолютно разный, проходящий мимо каньона с горной речкой, узкими тропинками, через высокие стены скал, грейпфрутовыми и апельсиновыми садами, маленькими уютными деревушками, курортными городками, местами открывая туристам древние руины, старинные крепости с 2000-летними платанами, безлюдными бухтами,  прекрасными пляжами…
Наше путешествие началось в поселке Гейнюк, что в 40 км от Анталии, куда мы добрались за 40 баксов на такси.
Заночевав у входа в каньон, утром мы отправились смотреть знаменитый  висячий камень. Вход в каньон стоит 5 лир c человека (1$=1.8 лир). Узкая тропинка поднимается плавно вверх, резкий спуск в конце и мы видим каньон. Закатав штаны, разувшись, мы проходим лабиринтом вдоль  высоких стен и через несколько поворотов мы видим огромный валун. Мощь, красота – прекрасное место.
  После фотосессии мы уходим, а на встречу нам толпы туристов. Как же здорово было увидеть это место безлюдным! Вернувшись обратно, подождав 2-ю группу наших ребят, которые пошли в каньон после нас.Собрав рюкзаки мы отправляемся к месту следующей ночевки.
Этот подъем оказался тяжелым и длинным, учитывая то что это был первый ходовой день и наши рюкзаки были набиты под завязку. Тропа уходит вверх, плавно набирая высоту.  Постоянно нашему взору открываются прекрасные виды, иногда позволяя нам увидеть кусочек моря вдалеке. Время близилось к вечеру, а стоянку мы все не видели. На предпоследнем участке тропы мы встретили группу из 40 туристов, плюс иногда нас обгоняли шустрые мужчины из Украины. День был насыщенным и сложным, и было принято решение ночевать не доходя до реки. Около родника, на маленькой полянке.

Честно говоря, полянка была рассчитана на 2 палатки. Но мы постарались и через пол часика на ней стояли 4 палатки стенка к стенке.Вкусный ужин, долгие разговори про дальние страны, звездное небо над головой – что еще надо после трудного дня? Прекрасно выспавшись, утром мы отправились дальше в дорогу. Сбросив высоту, мы перешли речку и увидели уютные стоянки (вчера до них мы чуть-чуть не дошли), там же встретили уже знакомых нам туристов, которые  пожелали нам счастливого пути, мы двинулись дальше. Тем временем начинался дождик.  Тропа вывела нас в русло речки, где пару раз пришлось перелезать через камни, перепрыгивать через речку...и снова карабкаться вверх.

В походах с ребенком есть свои плюсы –в обед, когда малыш спит, ты тоже можешь понежиться под солнышком, вздремнуть, расслабиться. Так и в тот день у насполучилась 2-часовая сиеста. Под вечер наша группа вышла к гранатовому саду, обнесенному колючим забором, через который была сооружена лестница-стремянка. Рядом красовалась отметка Ликийского пути, «Значит нам сюда»- подумали мы, и начали перелазить через забор. Сверху на территории увидели дом. Подошли поближе, спросили за овощи и фрукты.

Гостеприимный Ахмет выдал нам пакет с хлебом, помидорами  совершенно бесплатно и любезно повел наспоказывать куда уходить тропа. Как оказалось, он в свое время учился  в Сумах. Сам он с Туркменистана, а живет уже около 3 лет в Турции. Подумав, мы решили далеко не уходить и стали на окраине дачного поселка. Вечером пришел Ахмет, принес гитару и угощения – оливки, гранаты, орехи и даже распалку для костра. Мы пели песни, разговаривали, было тепло и весело.

Я до сих пор приятно удивляюсь, когда встречаю таких добрых, простых людей.  Утром мы отправились дальше, пройдя по сказочной тропе порошей мхом  с огромными валунами, вышли на дорогу откуда открылся великолепный вид на гору Тахаталы –высокую, с окутанной снегами вершиной, которая при высоте 2365 м является наивысшей горой в непосредственной близости от побережья Южной Турции.

Дальше дорога вывела нас к мечети, где можно набрать воды, там же мы встретили пару из Украины, но наши дороги разошлись – они пошли по Ликийской тропе к Гедельме, по каньону снизу по руслу реки. А мы, прикинув  более удобный и безопасный вариант для малыша, пошли в обход по верхней дороге. Пройдя около 2 часов по дороге мы реши застопить машину и отправить Таню с поврежденной ногой и маму Лиду в поселок. Как оказалось, автостоп в Турции жив. Буквально с первых попыток нами был остановлен турецкий мальчик, который согласился  подбросить наших ребят. Дальше мы  продолжили путь через ущелье к Гедельме. Через пару часиков дождь стал ливнем, и  мы решили, что срочно родителей (Настю и Глеба) с ребенком  надо тоже отправлять машиной в поселок. Остановились немцы, которые радостно согласились подвезти ребят, как оказалось, они писали книгу о Ликийской тропе, и катались туда-сюда без представления куда им ехать. Ну, тут Глеб начал их ориентировать по местности и они уехали. Теперь нас осталось еще меньшеи маленькой группой мы  пошли дальше.

В принципе, на Ликийской тропе потеряться сложно, она хорошо промаркирована, иногда встречаются указатели. И даже если ты страдаешь топографическим кретинизмом, ты можешь найти правильное направление достаточно легко. Так получилось, что перед селом дорога расходилась и мы, сходив в небольшую разведку решили пойти направо. Так мы через верхние дома поселка вышли к древней крепости, около которой росли 2000-летние платаны – огромные старые деревья.
Еще через пару минут мы вышли в центр поселка, где в кафе встретили наших ребят в полном составе. Как оказалось, все 3 группы попали в село с разных сторон. Но наша тропа оказалась самой яркой и интересной.  Вкусно перекусили жареной форелью и, выпив фреша, мы решили искать место под ночевку. Родители остановились в гостинице при ресторанчике, а для тех кто хотел ночевать под открытым небом  было 2 варианта – стадион в центре с кучей дров и неприлично близко около кабака и мечети или площадка около руин и могучих платанов. Мы выбрали 2-й варианти не ошиблись. Прекрасный вечер с видом на гору Тахталы, соседство руин, сказочная атмосфера, колоритный турок который рассказывал нам об опасности укуса змей на турецком… был тот еще вечер.

Еще один забавный случай: вечером Настя поняла, что потеряли любимую игрушку Макса – плюшевого медведя. Любезный хозяин кафе, где мы кушали, подогнал свой мопед, и они с Настей колесили по селу, по  горным тропам и искали медведя. Местные женщины, которым Настя подарила мячик, когда они еще спускались после автостопа, сначала подумали, что она приехали за мячиком, а потом поняв что она потеряла игрушку, приволокли целый кулек игрушек и заставили ее выбрать для Макса хоть что-то. Так у малыша появился зеленый медвежонок. Вот такие гостеприимные и щедрые местные жители. А Самый Любимый Медведь Макса был все таки найден и возвращен в нашу компанию)).
Еще вечером мы договорились о трансфере, который нас подкинет до  Фезелиса – древнейший ликийский город (дата основания 7век до н.э), расположенный на берегу моря.  А вот утром мы были приятно удивленны, потому как нас ждал пикап тур)) Погрузив рюкзаки, родителей и малыша в салон, мы сами запрыгнули в багажник и всю дорогу наслаждались НЕВЕРОЯТНЫМИ  видами, крутыми поворотами, ветром в лицо… было здорово.

Приехав в Фезелис, купив билетики (5 лир за 1чел), мы оставили рюкзаки на пропускном пункте, мы пошли к морю. Место скажу я вам необычной красоты, маленькая  бухта и  теплое, голубое, прозрачное  море, развалины старого  города.
Город этот  был основан родосскими колонистами на небольшом полуострове Средиземноморья. Покровительницей города считалась сама  Афина, богиня мудрости и войны. Развалины храма Афины до сих пор сохранились, по легенде именно в этом храме находилось копье Ахиллеса. В далекие времена ликийский город Фазелис считался крупным поселением и имел три морские гавани – Восточную, Среднюю и Южную.

Около Северного порта Фазелиса располагается Некрополь, где сохранилось множество древних захоронений. Одна из легенд утверждает, что именно здесь похоронен Александр Македонский. Нельзя не заметить акведук (сооружение для подачи воды к населенному пункту в виде арки), возведённый когда-то из золотистого известняка и затенённый сегодня благоухающими соснами. Дорогу, выходящую к южной бухте, украшают ворота, построенные в эпоху правления императора Адриана. По сторонам дорог, проложенных в своё время в Фазелисе, можно увидеть следы многочисленных старинных торговых лавок.

Античная купальня хранит несколько уцелевших фрагментов мозаичного пола. Возведённый на холме Акрополь, величественный театр на северо-западном склоне холма, руины рыночных площадей – все эти памятники свидетельствуют об исторической важности города. Античный город Фазелис в Турции находится в красивейшем сосновом бору, почти из каждой точки города сквозь сосновые ветки можно увидеть море.
Интересный факт: жители города удачно торговали гражданством – за 100 драхм любой житель Малой Азии мог стать гражданином Фазелиса)
Дальше мы вернулись к пропускному пункту в древний город, забрав рюкзаки пошли исследовать ликийский путь. Хорошо промаркированная тропа, проходящая через сосновый бор, далее через поселок вывела нас к грейпфрутовым садам, где мы удачно подкрепились фруктами и пошли далее...Вскоре мы вышли в туристический городок Тикирова.

Как утверждают, в Текирове расположены самые элитные дома и гостиницы побережья. Вот так)) А я вам скажу, что у нас и вправду была элитная ночевка – в палатках на деревянных верандах на берегу моря, в шаговой близости от лимонно-апельсиново-мандаринового сада. Всего за 10 лир с человека. А рядышком с местом ночевки на пляже мы обнаружили заброшенный самолет, который красовался на фоне заснеженной Тахталы, напоминая Непальские пейзажи.  Стоит отметить, что в городке можно докупить газ для туристических горелок.

Решение стать на пляже было самым оптимальным, и правильным. Как мы увидели утром,подъезжая на автобусе до следующей ночевки, мы шли бы очень долго. Так, в обед следующего дня мы оказали в поселке Чиралли.

Селение Чиралли фактически представляет из себя две улицы, одна из которых состоит из прибрежных кафе и небольших магазинчиков, а вторая – из отелей, разбросанных среди частных пансионатов и домиков. Территория деревни считается заповедником и строить большие отели здесь запрещено.

Деревушка славится своим великолепным пляжем цвета слоновой кости, растянувшимся на расстояние трех километров. Правда, если присмотреться к камешкам на берегу повнимательнее, можно встретить среди них любые цвета и оттенки: изумрудно-зелёный, бледно-жёлтый, лиловый, голубой, белый и даже чёрный.

К услугам желающих остановиться в домиках многочисленные отели, пансионы, а для любителей палаток – красивый, фактически безлюдный в «не сезон» пляж.
Недалеко от пляжа Чирали можно посетить развалины античного города Олимпос. Там есть старинные храмовые комплексы, жилища знатных людей, а на вершине горы располагаются руины Пиратской крепости. Комплекс сам по себе очень большой, если у вас есть время выделите целый день на осмотр достопримечательности. Сама территория не такая  ухоженная как Фазелис, в котором мы были ранее, но своими масштабами и великолепными видами вокруг комплекс все же превосходит его.

Сам Чирали очень живописен - горы и море разделяют гранатовые, апельсиновые, лимонные сады, а по всему пляжу растут пинии (итальянская сосна), летом на берегу здесь ползают морские черепахи. Не зря этот пляж входит в десятку лучших пляжей мира!

В двадцати минутах езды (или 1 час ходьбы в нашем варианте) от городка  возвышается известная гора Химера, на поверхности которой круглосуточно горят источники метана. Согласно легенде, здесь было убито чудище, и оно до сих пор извергает языки пламени из-под земли. Мы попали туда как раз вечером. Вход стоит 5 лир. К горе возвышаются крутые ступеньки. Захватите с собой спички или зажигалку, так как можно в некоторых трещинах поджигать газ – очень забавно. Атмосфера  медитативная, казалось бы можно вечно смотреть на загадочные огни Химеры.  Очень популярной стала жарка сосисок и еще чего-то на огнях – мы не стали исключением.
На пляже в Чирали рядом с Олимпусом прибережных кафе можно арендовать каяки. Сразу скажу, что торговаться стоит отчаянно. В целом самая приятная цена 10 лир за 1 двухместный каяк.  Это было еще одно удивительное приключение, мы проплыли в соседнюю бухту Сазак исследовав по пути скальные выступы, рассматривая морских рыб. Так и прошло 2 дня отдыха в этой деревни и заключительный вечер нашего трекинга по Турции.
В последний день часть группы улетала утром, а у нас еще оставался день, чтобы посмотреть Анталию. Из аэропорта на  общественном транспорте  мы отправились в старый центр. Древняя мечеть, маленький уютный порт, напомнивший мне Балаклаву, узкие улочки лабиринты, торговые лавки, маленькие уютные кафе….все это придает незабываемую  атмосферу Анталии. Понаблюдав за жизнью местного населения, выпив фреша, купив пару сувениров, мы вернулись в аэропорт.  Еще пару часов ожидания, регистрация, посадка, недолгий перелет и мы снова в Киеве. Вот и закончилось очередная увлекательная, яркая история на средиземном побережье Турции.